Отделы :

Подписка на рассылки

Выступление Руководителя Управления на совещании в Правительстве Республики Карелия

23 августа

Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее Управление) на территории Республики Карелия осуществляет свою деятельность соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации на 4 международных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (одном воздушном и трех автомобильных).
Управление, в соответствии с Положением, осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов.
Все международные пункты пропуска построены по типовым проектам. На пунктах пропуска имеются служебные помещения для сотрудников Управления, оборудованные оргтехникой, холодильниками для хранения образцов проб. На территориях пунктов пропуска имеются склады временного хранения, боксы углублённого досмотра для грузов, не требующих соблюдения температурного режима, эстакады для досмотров подконтрольных государственному ветеринарному и фитосанитарному надзору грузов. Подразделения карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля полностью укомплектованы кадрами. Деятельность госинспекторов Управления организована в соответствии с нормативными актами, утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. N 317, вступившим в силу с 1 июля 2010 года.
Требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений в пунктах пропуска определены:
  • Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 N 271 "Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации";
  • Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 N 270 "Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". Оба документа прошли официальную Регистрацию в Минюсте РФ (в июле 2008 года) и являются обязательными для исполнения.
Оснащенность пунктов пропуска на государственной границе РФ всем необходимым оборудованием для предотвращения заноса на территорию Российской Федерации заразных болезней, общих для человека и животных, является, по мнению Управления, важным вопросом.
В течение последних лет Управление неоднократно обращалось в Карельскую таможню, осуществляющую контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и являвшуюся их балансодержателям, с доведением требований приказов Минсельхоза России об обустройстве и оснащении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В частности, с предложением усиления мер контроля при досмотрах, установления жесткого контроля за сбором, транспортировкой и уничтожением продукции, изъятой из ручной клади пассажиров в пунктах пропуска через госграницу РФ в соответствии со ст. 25 Закона РФ от 02.01.2000 N 29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Статья 25. Требования к проведению экспертизы, к утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъятых из оборота).
На МАПП "Люття" и МАПП "Суоперя" таможенными органами приобретены печи для уничтожения биологических отходов, но вопрос по их эксплуатации до сих пор не решен. На МАПП "Вяртсиля" печь отсутствует. Вся сырая животноводческая продукция, перевозимая незаконно в ручной клади без разрешений Россельхознадзора и ветеринарно-сопроводительных документов, в связи с невозможностью уничтожения на месте, возвращается на сопредельную территорию, что вызывает недовольство и жалобы граждан и выходит за рамки ведомственной компетенции. Данная проблема неоднократно выносилась на обсуждение на заседаниях Законодательного собрания РК.
Остро стоит вопрос о выделении дополнительных помещений, необходимых для осуществления сотрудниками Россельхознадзора всего комплекса процедур в рамках углубленного досмотра. За последние годы в рамках региональной целевой программы развития АПК в Республике Карелия, в частности, развития животноводства, осуществлялся завоз из Финляндии племенного крупнорогатого скота:
2008 г. - ОАО "Племсовхоз "Мегрега" - 221 голова;
ГУПП РК "Карелия госплем" - 5 голов;
2009 г. - ГУПП РК "Карелия госплем" - 4 головы),
а также, в 2009-2010 гг. ОАО "Корм" осуществлялся завоз суточных цыплят. Финляндия, по данным Международного эпизоотического бюро (МЭБ), является страной, неблагополучной по ряду заразных болезней животных, в связи с чем Россельхознадзор периодически вводит запреты и ограничения на ввоз той или иной подконтрольной ветеринарному надзору продукции, в том числе на разовые поставки скота. С учетом вышеизложенного, факт того, что ни на одном пункте пропуска нет помещений для карантинирования животных в случае выявления при досмотре больного животного, не оборудованы дезбарьеры, может послужить причиной угрозы заноса на территорию республики заразных заболеваний, а возможные последующие за этим запреты на ввоз и перемещение ветеринарной продукции, приостановление хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан нанесут серьезные экономические потери республике.
На МАПП "Вяртсиля", в связи с отсутствием отдельного помещения для проведения осмотра животных с применением термометрии, исследований на микроспорию (лампа Вуда), осмотр осуществляется непосредственно в зале таможенного досмотра и сводится практически только к визуальному осмотру, что может привести к ошибочному заключению о состоянии здоровья осматриваемого животного, и, как следствие, завоз животного, пораженного, в частности, микроспорией, на территорию Российской Федерации.
С целью решения данного вопроса Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу вышло с предложением по включению в план Правительства Республики Карелия на 2010 год для обсуждения на оперативном совещании вопроса о дообустройстве пунктов пропуска, в том числе и в части организации уничтожения биологических отходов в международных автомобильных пунктах пропуска.
В процессе реорганизации государственных органов и передачи от таможенных органов имущества вновь организованной структуре ФГУ "Росгранстрой" остро встал вопрос об обеспечении сотрудников Управления Россельхознадзора телефонной связью и выделении канала в Интернете для оформления грузов, поступающих на территорию РФ, в автоматизированных системах учета "Аргус", "Меркурий" и "Фитонадзор".
На сегодняшний день отсутствие стационарной телефонной связи у специалистов Россельхознадзора нарушает положения Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
Данная ситуация доведена до Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Северо-Западного территориального Управления Росграницы и ФГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (Санкт-Петербургский филиал).
На сегодняшний день, после подписания Президентом России Дмитрием Медведевым федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия", определившего основы взаимоотношений России и Европейского Союза в рамках программы "Карелия", где с российской стороны основным участником программы является наша республика, появилась надежда, что задачи по согласованию единого подхода в рамках действующего законодательства к обустройству пунктов пропуска будут решены положительно. Не исполнение в полной мере функций по ветеринарному и фитосанитарному контролю на государственной границе Российской Федерации может привести к необратимым последствиям для продовольственной и биологической безопасности Российской Федерации в целом и Республики Карелия в частности, и явится тормозом на пути экономического развития нашего региона.
Учитывая вышеизложенное:
  1. Прошу поддержать Предложения Управления и выйти с ходатайством к руководству Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Северо-Западного территориального Управления Росграницы и ФГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (Санкт-Петербургский филиал) о скорейшем решении вопроса по согласованию единого подхода в рамках действующего законодательства к обустройству пунктов пропуска.
  2. Обязать администрации местного самоуправления приграничных районов контролировать ситуацию с утилизацией отходов с пунктов пропуска в целях исключения возможного заноса на территорию республики из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений с отходами с пунктов пропуска. Выделить место на полигоне ТБО, включить в программу обустройства приграничных территорий обустройство мест утилизации биологических отходов с пунктов пропуска.
  3. Рассмотреть на очередном заседании Консультативного совета по приграничным вопросам при Правительстве Республики Карелия вопросы взаимодействия контрольно-надзорных органов, осуществляющих свою деятельность на пунктах пропуска через государственную границу РФ, и представителей Росграницы и Росгранстроя.